Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 25 кабинетов, в том числе специализированные классы для обучающихся с ТМНР. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
В школе имеются 20 учебных кабинетов:
- кабинет начальных классов - 3;
- кабинет спецкласса - 6;
- кабинет математики - 1;
- кабине чтения и русского языка - 2;
- кабинет истории и обществознания - 1;
- кабинет географии/биологии - 1;
- кабинет музыки- 1;
- кабинет СБО - 1;
- кабинет швейного дела - 2;
- столярная мастерская - 2.
7 кабинетов службы сопровождения:
- кабинет учителя-логопеда -3
- кабинет учителя-дефектолога - 1;
кабинет социального педагога - 1.
кабинет педагога-психолога -2
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий обучающихся с УО оборудованы кабинеты социально-бытовой ориентировки, швейные мастерские, столярные мастерские
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права учащихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Деятельность библиотеки осуществляется в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
Сведения о фонде библиотеки
Общий фонд – 5755 экз.
Фонд учебников – 2810 экз.
Учебно-методическая литература – 810 экз.
Справочная литература – 171 экз.
Художественная литература – 1924 экз.
Электронные издания – 40 шт.
В школе созданы все условия для занятий физической культурой и спортом. Спортивная база школы оснащена спортивным оборудованием и инвентарём в рамках национального проекта России Образование "Успех каждого ребенка.
Уроки адаптированной физической культуры проходят на базе ДЮЦ "Лидер" на основании договора о сетевом взаимодействии, а также на территории "умной" спортивной площадки раположенной по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Студенческая, 3.
Для инвалидов и детей с ОВЗ открыты и работают сенсорная комната, логопедические кабинеты. Приобретены интерактивные обучающие игры, интерактивные карты по истории, и др. пособия.
В учреждении имеются 40 ноутбуков, предназначенные для использования в учебных целях детьми . Все компьютеры укомплектованы программным обеспечением. Школа подключена к сети Интернет, доступ безлимитный, оплата за счёт средств бюджета Ненецкого автономного округа.
Для проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий в наличии имеется:
- мультимедийный проектор – 11 шт.;
- комплект интерактивного оборудования – 10шт.;
- интерактивная панель -2 шт.;
- 3 компьтерных мобильных классов на 10 нэтбуков и 30 ноутбуков;
- принтер – 13 шт.;
- мониторы – 18 шт.;
- моноблок – 5 шт.;
- системный блок – 10 шт.;
- стереогарнитура – 32 шт.;
- МФУ – 20 шт.
- Телевизор – 13 шт.;
- Комплекс развивающе-коррекционный с видеуправлением – 5 шт.;
- музыкальные центры – 2 шт.;
Разработана нормативная документация по вопросам информатизации образовательного процесса, работе школьного сайта, обеспечения безопасности обучающихся в Интернете.
Для проживания обучающихся из отдаленных населенных пунктов НАО в школе работает интернат с клуглосуточным пребыванием. интернат работает с начала сентября по конец мая каждого учебного года. инетернат расчитан на 18 человек. имеются 4 спальные комнаты, комната отдыха, душевые, прачечная, комната для хранения вещей.
Плата за проживание не формируется.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- выделена стоянка для автотранспортных средств для инвалидов;
- вход в образовательную организацию оборудован кнопкой вызова сотрудника школы;
- вход на территорию учреждения и в учреждение оборудован пандусом;
- продублировано название учреждения шрифтом Брайля.
Обеспечены условия безбарьерного перемещения внутри учреждения:
- выполнено контрастное цветовое ограничение верхних, нижних ступеней на лестничных пролётах и перилах;
- продублированы названия кабинетов шрифтом Брайля;
- созданы условия доступности в санитарно-гигиенических помещениях;
- приобретен лестничный подъёмник (ступенькоход) со сменным креслом-коляской;
- предоставлено детям-инвалидам сопровождение тьютора, ассистента-помощника;
- приобретено оборудование для коррекционной работы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Детская электронная библиотека http://www.deti-book.info/
2.Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/
3.Детские песни - http://www.tatsel.ru/song/index.h
4.Каталог детских ресурсов "Интернет для детей" http://school.yandex.ru
И другие.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для
Учебные кабинеты
Мастерские и лаборатории
Для проведения уроков трудового обучения в школе созданы швейные и столярные мастерские, кабинет основ социальной жизни.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В рамках сетевого взаимодействия занятия адаптивной физкультурой проводятся на базе ГБУ ДО НАО "Детско-юношеский центр "Лидер", где созданы все условия для спортивных занятий.
Средства обучения и воспитания
Информация о средствах обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
- Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы образовательного учреждения. Являясь компонентом образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения – ЭОР (электронные образовательные ресурсы). В школе сформирован фонд школьной медиатеки . Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания Кабинеты нашей школы оснащены современными техническими средствами обучения, практичными учебными пособиями. Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Компакт – диски хранятся в школьной библиотеке и выдаются учителям и обучающимся для использования на уроке, дома. Все учителя по всем предметам имеют диски, которые сами покупают и используют их на уроках. ЦОР используют учителя при проведении кружковой работы, элективных курсов.
Принципы использования средств обучения
· учет возрастных и психологических особенностей обучающихся гармоничное использование разнообразных средств обучения:
· традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребѐнка через визуальную, аудиальную системы восприятия в образовательных целях
· учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
· сотворчество педагога и обучающегося приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства воспитания
1.Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
в) классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к обучающимся, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность обучающихся. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого обучающиеся:
а) выясняют условия совместного выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. Совместная деятельность обучающихся становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого обучающегося в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими обучающимся. Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности обучающихся повышаются при следующих условиях:
1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для обучающихся;
3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через дежурство по классу, школе, работа на пришкольном участке.
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр, организационно-деятельностные, соревновательные, сюжетно-ролевые. Деятельность школы, состояние и уровень еѐ работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребѐнка. Личностно- ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идѐт не только путѐм овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребѐнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия еѐ развития, реализовать еѐ природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребѐнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к обучающимся – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Использование современных технологий, позволяет совершенствовать образовательный процесс по следующим направлениям:
- организация учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
- работа над формированием навыка самостоятельной работы обучающихся на уроке и во внеурочное время;
- системность использования учителями – предметниками информационных технологий в образовательном процессе;
- здоровьесберегающие технологии на уроке.
Таким образом, активное применение современных средств обучения и воспитания в учреждении направлены на:
• обеспечение обратной связи в процессе обучения;
• обеспечение индивидуализации учебного процесса;
• повышение наглядности учебного процесса;
• поиск информации из самых широких источников;
• моделирование изучаемых процессов или явлений;
• организацию коллективной и групповой работы.
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана здоровья обучающихся включает в себя
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает.
- Текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
- Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
- Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
- Обучение учащихся с ОВЗ производится по адаптированной образовательной программе.
- Обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, может быть также организовано на дому.
- Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
В постоянном режиме функционируют 3 мобильных компьютерных класса. Оснащены компьютерами структурные подразделения: библиотека, бухгалтерия, кабинеты администрации, психологов, дефектологов, логопедов. Компьютерный парк школы содержит 91 компьютер. Во всех предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя. Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в библиотеке, кабинетах.
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в ГКОУ НАО "Ненецкая СКШИ" - ГУП НАО "Ненецкая компания электросвязи"
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернет
- Два локальных сервера ресурсов
- 91 персональных компьютера (в том числе и нетбуков), с реди которх 67 имеют контент-фильтруемый доступ к Интернет, из них: ученических – 40, учительских – 27
- Мультимедийных проекторов – 10
- Лазерных принтеров – 13
- МФУ – 19 (из них – 2 цветных лазерных)
- Интерактивных досок – 10
- Интерактивных приставок –1
- Веб-камер – 1
- Интерактивная стена "Оживше рисунки" - 1
- Интерактивная панель - 2
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации ГКОУ НАО "Ненецкая СКШИ" созданы следующие условия доступности:
- Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- выделена стоянка для автотранспортных средств для инвалидов;
- вход в образовательную организацию оборудован кнопкой вызова сотрудника школы;
- вход на территорию учреждения и в учреждение оборудован пандусом;
- продублировано название учреждения шрифтом Брайля.
Обеспечены условия безбарьерного перемещения внутри учреждения:
-
выполнено контрастное цветовое ограничение верхних, нижних ступеней на лестничных пролётах и перилах;
-
продублированы названия кабинетов шрифтом Брайля;
-
созданы условия доступности в санитарно-гигиенических помещениях;
-
приобретен лестничный подъёмник (ступенькоход) со сменным креслом-коляской;
-
предоставлено детям-инвалидам сопровождение тьютора, ассистента-помощника;
-
приобретено оборудование для коррекционной работы.